30.10.2019

КЛАССИФИКАЦИЯ ФРАНШИЗ


Перед тем, как приступить к работе с франшизами, предпринимателям советуют тщательно изучить все варианты на рынке. Как известно франшизы делятся на товарные, производственные и обслуживающие. но это далеко не все, что может быть. Между франчайзером и франчайзи возможны самые разные взаимоотношения, и о них мы сегодня подробно поговорим. Итак, какими бывают франшизы:

1. Классическими. То есть самый привычный и понятный тип франшизы, где прописаны строгие правила ведения бизнеса для франчайзи, есть обязательное и регулярное перечисление роялти, а также оплата паушального взноса.

 Франчайзер, как правило, критично оценивает действия своего бизнес-партнера, поэтому требует от него отчетности и следит за полным выполнением договоренностей. Но в таком подходе есть свои плюсы - начинающий бизнесмен быстрее осваивает законы предпринимательства и в короткий срок способен достичь точку безубыточности.


2. Свободными. Противоположность предыдущему варианту, так как здесь франчайзи ощущает, если не полную, то преобладающую свободу в своих действиях.

Всеми вопросами об увеличении прибыли и установлении наценки занимаются сам предприниматели. Можно сказать, что в этих взаимоотношениях франчайзи похожи на дилеров, хоть и имеют особые возможности:

 - право на использование товарного знака официальной организации;
- бесплатные консультации с менеджерами от франчайзера;
- приличная скидка на закупку производимых товаров;
 - регулярное обучение и прохождение специальных тренингов от франчайзера.

После того, как предприниматель становится бизнес-партнером данной франшизы, ему сразу выдают список проверенных поставщиков. Также стоит отметить, что первоначальный взнос и роялти - небольшие, если сравнивать с другими франшизами. Это позволяет открывать свой бизнес без значительных вложений. 

3. Серебряными. Вариант из числа дорогостоящих, но при этом очень удобных взаимоотношений. Здесь получается, что франчайзер предоставляет франчайзи свой бизнес как бы за арендную плату. Таким образом арендатор получает возможность вести этот бизнес так, как ему вздумается. Официальная компания не вмешивается в деятельность франчайзи, и единственное что ее волнует - должный уровень дохода. Интересно отметить, что данный вид франшизы популярен в Европейских государствах, в России же такое редко где можно встретить.

4. Арендными. Идея перекликается с серебряными франшизами, но полных прав собственности здесь никто не передает. Франчайзер продолжает следить за деятельностью франчайзи, так как тот обязан открывать филиал компании на “их территории”. Можно сказать, что при таком виде взаимоотношений франчайзи становится управляющим или администратором, так как работает за процент от прибыли и решает организационные дела в своем филиале.

5. Золотыми или Мастер-франшизами. Этот вид дает право заниматься перепродажей бренда на неограниченной территории всей страны, а не только одного региона, как это часто бывает. Конечно, вся деятельность франчайзи должна происходить под контролем франчайзера. Франчайзи может “оккупировать” отдельный регион под свою деятельность, то есть представлять крупную компанию единолично. 

6. Корпоративными. Достаточно строгие взаимоотношения и четко ограниченные правила для ведения бизнеса со стороны франчайзера. Только он имеет право распоряжаться активами компаниями и предпринимать решения для дальнейшего развития. Франчайзи не может брать на себя инициативу и делать что-либо без согласия главной компании. И самое важное - если франчайзи решит разорвать договор и сделать свой бизнес с подобной тематикой, даже под своим названием, то за этим последуют строгие меры со стороны франчайзера. Об этом всегда предупреждают при подписании договора.

7. Импортозамещающими. Это один из самый древних видов франшизы,что реализуется на территории РФ. Как ни странно, но еще с конца ХХ века такой бизнес уже вовсю реализовывался до того, как люди узнали о самом понятии ”франчайзинг”. Предприниматели брали идею бренда, переименовывали его на свой лад и начинали вести бизнес. Правда, в те времена это было незаконно, зато сейчас - очень даже официально.

8. Банковские. Этот вид пользуется особым спросом среди предпринимателей, хотя и не все банки готовы предоставлять возможность для покупки франшизы. Поэтому здесь спрос превышает предложение, а желающих работать по банковской франшизе становится с каждым годом все больше.

Возврат к списку