"СЕЗОННОСТЬ” КАК ДВИГАТЕЛЬ ТОРГОВЛИ.
Для многих предпринимателей сезонность в бизнесе представляется огромной проблемой. И далеко не все из них знают, что этот недочет можно превратить в преимущество. А как это сделать - вопрос хороший. Поэтому об этом мы сегодня и поговорим.
Существует три вида сезонности:
-
Жесткая, то есть, когда спрос на ваши товары и услуги существуют в четко ограниченное время (новогодние украшения на елку, блины в масленицу, уличные цветы и саженцы летом и др.)
-
Яркая, когда в несезон ваши продажи могут упасть на 30-50%
-
Умеренная, когда продажи не сильно зависят от сезонности, и могут упасть максимум до 20%
Даже если ваша предпринимательская деятельность терпит не значительные убытки в не сезон, то все равно есть смысл посмотреть, проанализировать и провести работу над ошибками.
1 Сезонные цены. “Игра” с весенними скидками, осенней распродажей и летним предложением товаров и услуг - как нельзя лучше демонстрирует то, что можно делать в борьбе с сезонностью.
Причем, это может быть не что-то прямолинейное, а наоборот, неожиданное. Вы можете экспериментировать и пробовать разные решения, например “плавающая скидка” - зависящая от температуры воздуха на улице.
2 Возвращение клиентов. Очень важный вопрос, на все времена - как вы возвращаете клиента? Залог успеха для любого бизнеса заключается в том, чтобы первичные клиенты возвращались к вам снова и снова, переходя в постоянных.
Нужно тщательно продумать алгоритм действий, чтобы клиенты были заинтересованы вернуться. Это может быть скидка на повторный заказ, особо выгодное предложение в качестве дополнительных услуг или что-то, что требует от клиента периодической проверки и посещения.
Такой подход позволяет распределять нагрузку вне зависимости от сезона, и ожидать наплыва клиентов в тот момент, когда “волна” первичных пойдет на спад.
3 Мотивация работников. По сути, этот пункт напрямую связан с предыдущим. Если ваши подчиненные не считают важным работать с возвращением клиентов и поднятием среднего чека в не сезон, то этого и не стоит ожидать.
Именно поэтому некоторые франчайзеры подошли к такому вопросу с особенной серьезностью, и разработали “предпринимательскую систему мотивации”. У кого-то это фирменные баллы, которые в конце месяца переходят в достойную премию; для другой организации это будет карьерный рост или повышение заработной платы.
4 Работа с клиентской базой. Не забывайте напоминать своим клиентам о вас! С клиентской базой нужно активно взаимодействовать, например с помощью адресного маркетинга, смс-оповещения и рассылок.
Подумайте, какое предложение будет актуально для ваших клиентов, и его им предлагайте.
Как показывает практика, все эти приемы - работают. Но если вам все равно не удается решить проблему, то это не повод для печали! Используйте не сезон на благо бизнеса.
Что можно сделать:
-
Спланировать и протестировать новые услуги или товары в спокойный период.
-
Дать сотрудникам отпуск, чтобы к началу сезонного наплыва они были в хорошей форме.
-
Пересмотреть ведущие бизнес-процессы, провести реорганизацию. К примеру, если вы решите ввести бонусную, поощрительную систему для сотрудников, то лучше это делать как раз во время сниженной нагрузки.
-
Вложиться в подготовку открытия нового помещения или филиала для того, чтобы начинать работать уже на подъеме.
-
Договориться с поставщиками об улучшении условий. Возможно, в это время у
-
них тоже будет наблюдаться спад, так что они смогут пойти вам на уступки.