СОВЕТЫ ПО ВЫБОРУ НИШИ ДЛЯ БИЗНЕСА
Неважно, что вы собираетесь делать - создавать свой собственный бизнес или вкладываться во франшизу, в любом случае вам придется делать выбор. Выбор в пользу той или иной рыночной ниши. Тут можно воспользоваться двумя путями - создать свою рыночную нишу (сделать инновационный продукт, предлагать особую услугу) или проанализировать рынок вдоль и поперек, чтобы найти тот продукт, который без труда будет продаваться даже в кризис.
Первый путь буквально недавно пришел в Россию, но уже показал неплохие результаты - с каждым месяцем на рынке появляется все больше уникальных предложений и услуг. В мировой истории есть десятки удачных примеров, которые доказывают эффективность этого пути. Например, всеми известный Стив Джобс и его уникальный в своем роде компьютер Macintosh; Генри Форд и первый автомобиль Ford T для среднего класса; Момофуку Андо и его первая в мире лапша быстрого приготовления. Эти и другие изобретения были популярными на протяжении очень долгого времени, и не перестают терять свою актуальность до сих пор. Но не всем изобретениям суждено заполучить такую же славу.
Самое серьезное препятствие для любой инновации - не востребованность, то есть отсутствие интереса или нужды покупателей в конкретном товаре. Да, можно искусственно создать интерес, вызвать спрос и потребность с помощью рекламы. Но никто не гарантирует вам положительного, долгосрочного результата.
Второй путь - продавать то, что широко известно аудитории и то, что всегда будет нужно вне зависимости от рекламы, экономического положения или конкуренции. На этом пути тоже случаются взлеты и падения, и как с ними справляться нам рассказал владелец и основатель своей сети автосервисов "Вилгуд" Шерзод Турсунов.
1. Спрос и конкуренция
Это самая первая проблема, с которой сталкивается любой предприниматель. Всегда найдутся “акулы бизнеса”, которые переманят ваших клиентов низким ценником, клубной картой или доставкой в подарок. Прежде чем открыть свой первый автосервис, Турсунов владел компанией "Евродизайн", занимающейся продажей строительных материалов.
Если поначалу компания вполне успешно вела розничную торговлю, то после появления на российском рынке “Леруа Мерлен” и других крупных игроков, дела пошли совсем плохо. У международного гиганта масса преимуществ, ведь он получает скидки от производителей и может предлагать более низкие цены для покупателей.
Это побудило "Евродизайн" переключится на оптовые продажи, а вскоре и организовать собственное производство строительных материалов
2. Экономическая нестабильность
Кризис 2008 года коснулся многих, особенно тех, чей бизнес завязан на колебании курсов валют. Взлеты и падения рубля сказываются на закупочных ценах, и на общем настроении покупателей - многие люди просто приостанавливают свое решение вкладываться в крупные покупки или проекты, такие как делать ремонт.
При всем при этом "Евродизайн" все же смог к 2011 году восстановить свой оборот прибыли до 8 млрд руб. в год, и занять лидерские позиции в оптовых продажах. Но с этого момента Шерзод Турсунов стал задумываться о другой ниши для бизнеса. Ведь в случае внезапного кризиса придется снова проходить через эти преграды, и кто знает - не станут ли они последними?
Так основатель компании впервые обратил внимание на нишу автомобильного ремонта, где основные расходы бизнеса - оплата труда и аренды помещения самого сервиса.
3. Своя база клиентов
При любой финансовой и экономической нестабильности, люди все равно не откажутся от вождения машины насовсем. Более того, им тогда придется содержать и следить за старым автомобилем, отложив мысли о покупке нового. Таким образом, спрос на услуги автоцентров должен сохраняться или даже расти в кризис.
Если клиенту понравится качество выполненных работ и обслуживание в целом, то с большей долей вероятности он обратиться к вам еще, да и к тому же своим знакомым своим будет советовать ваше СТО.
4. Оформление сделки
Это время, за которое клиент перейдет от знакомства с вами к непосредственной покупке. В авторемонтной нише это время сравнительно небольшое - от нескольких часов до пары дней. К тому же, это время можно сократить с помощью мотивации сотрудников - чем быстрее будет оформлена сделка, тем больше будет премия у того, который с ней работал.
5. Масштабы бизнеса
Когда Шерзод Турсунов занимался оптовыми продажами стройматериалов, он понял что это потолок в бизнесе. Дальше расти некуда, да и неинтересно. Тогда он поставил для себя цель создать легко масштабируемый бизнес, который можно будет развивать в других городах и даже, возможно, в других странах.
Поэтому, тщательно проанализировав всю ситуацию, рынок и перспективы, предприниматель пришел к выводу создать свою сеть автосервисов "Вилгуд". Уже спустя несколько месяцев автосервис вышел на точку безубыточности, что позволило успешно масштабировать этот бизнес. В 2014 году Турсунов открыл новое направление франчайзинга, и сегодня в сети "Вилгуд" насчитывается больше 100 техцентров на территории России и странах СНГ.